5 Июн 2021

Экономика непознанного

Дискуссия «Научные вызовы освоения космоса» состоялась 4 июня в ходе Петербургского международного экономического форума–2021. О том, какие пути развития лежат перед космонавтикой сегодня и какое место она может занять в жизни общества, говорили Сергей Крикалёв, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам ГК «Роскосмос», академик Олег Орлов, директор ГНЦ Институт медико-биологических проблем РАН, Дмитрий Пайсон, исполнительный директор по аналитике и проектам Sberbank Innovation&Research, Андрей Садовский, ученый секретарь Института космических исследований РАН. Ведущим дискуссии выступил член-корреспондент РАН Анатолий Петрукович, директор Института космических исследований РАН. Организатор дискуссии — Министерство науки и высшего образования России.

Обсуждение было открыто знаменитой цитатой Константина Циолковского «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Каков смысл этой фразы в контексте сегодняшней глобальной «повестки дня»?

Население Земли резко выросло в XX веке, и в XXI этот рост продолжится, — говорит Анатолий Петрукович. — Возможно, он не будет столь резким, но стоит ожидать, что наша численность  достигнет 10 миллиардов. При этом, только чтобы выровнять благосостояние до условно «европейского уровня», потребуется в три-четыре раза больше энергии, чем человечество потребляет сейчас. В целом же, с учетом развития рост будет в 10-20 раз, и эту энергию надо не только откуда-то получить, но и утилизировать. Где в этой картине место космонавтике, и какой она будет?»

Сегодня человечество уже готовится шагнуть в чём-то дальше того, что предсказывал Циолковский. Одно из его знаменитых предсказаний касается «эфирных поселений», которыми, как заметил Сергей Крикалёв, сегодня стали космические станции. Они успешно функционируют уже несколько десятилетий, и профессия космонавта сегодня связана в первую очередь с пребыванием на них, в состоянии невесомости. Но если говорить о более обширной деятельности человека в космосе, то более перспективным представляется освоение других небесных тел, в первую очередь, Луны, то есть работы в условиях, пусть пониженной, но гравитации. И в таких условиях будет логично, что энергия добывается и расходуется на производство в космосе, там, где этот процесс меньше всего затрагивает среду обитания, подобно тому как сельское хозяйство эволюционировало от частного подворья к высокоспециализированным фермам.

Возможно, что и роль человека при этом станет другой. К сегодняшнему дню в космосе побывало всего несколько сотен человек — и несколько тысяч роботов. Современные космические аппараты, даже если не выглядят антропоморфно, во многом подобны живым организмам, поскольку способны автономно функционировать многие годы.

Однако, как заметил Олег Орлов, для создания и настройки подобных автоматов нужен человек. «На мой взгляд, будущее космонавтики состоит в создании комплексов «человек-машина», — подчеркнул Олег Орлов, — и повышении эффективности их работы за счет использования новых технологий».

Дмитрий Пайсон предложил подумать над тем, каким образом космонавтика встроится в экономическую жизнь общества. На начальном этапе развития вложения в космическую деятельность делало в основном государство, сегодня же мы всё чаще слышим о приходе в космическую отрасль бизнеса. Однако, если говорить об освоении дальнего космоса, а не околоземных орбит, то перспективы прихода «частников» упираются в то обстоятельство, что эта деятельность не приносит доход, таким образом, стандартные рыночные схемы оказываются не очень применимы.

Решение этой проблемы можно найти в других, менее простых моделях, и пример уже сегодня можно увидеть в том, как работают системы ГЛОНАСС и GPS. Созданные на государственные деньги и работающие бесплатно для пользователей, причем по всему миру, они стали основой для бизнесов уже с огромными оборотами. Второй пример — данные спутников дистанционного зондирования Земли, многие из которых создаются на средства государственных бюджетов, однако результаты их работы, все или многие, доступны всем. Деньги и прибыль в этой модели возникают уже на следующем уровне — производства продуктов и услуг с использованием спутниковых данных.

«Эта модель, к рамках которой используется понятие «общественного блага», действительно может оказаться перспективной для космонавтики, — замечает Дмитрий Пайсон. — Интересно, кстати, что в некоторых теориях понятие «общественного блага» оказалось практически «списанным», так как их создатели считали, что бизнес может решить всё. Но, возможно, космонавтика как раз окажется такой сферой, где это понятие станет наиболее актуально».

Итогом дискуссии стала мысль о том, что результаты, которые дает космическая деятельность, иногда сложно измерить, но при этом их важность неоспорима. Андрей Садовский напомнил о разрабатываемых сейчас и запущенных недавно проектах: астрофизической рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ», марсианских аппаратах «ЭкзоМарс», лунных автоматических станциях.

«Фундаментальная наука, в частности, исследования космоса, казалось бы, очень далеки от экономических реалий, но никто не может предсказать, что родится из этих проектов и будет приносить прибыль». 

Другой интересный пример: одно из новых направлений медицины — медицина здорового человека во многом выросла из опыта работы с людьми экстремальных профессий, среди которых космонавтика стоит на первом месте. Понимание того, что значит норма и как её следует поддерживать, изменило и понимание медицинской помощи от только лечения к профилактике.

Космическая деятельность остается «дорогой в неведомое», и хотя сегодня мы можем предсказать многие её результаты, возможно, главный из них состоит в том, чтобы находить непредсказуемое.

Дополнительная информация: 
  1. 04.06.2021 Научные вызовы освоения космоса обсудили на ПМЭФ-2021. Сообщение пресс-службы Министерства науки и высшего образования России
  2. Панельная дискуссия «Научные вызовы освоения космоса» на YouTube-канале Министерства науки и высшего образования России