Сферический робот в виртуальности и жизни: школьники из России участвуют в конкурсе по управлению роботами на Международной космической станции

30 Апр 2015

Сразу пять российских школ принимали участие в международном конкурсе по программированию роботов ZeroRobotics в 2014 году. Одна из команд заняла призовое место. О первом опыте участия в таком состязании рассказывал Андрей Садовский, руководитель Научно-образовательного центра Института космических исследований РАН, на конференции «Научные исследования и эксперименты на МКС».

Турнир ZeroRobotics — это турнир по программированию роботов, которые представляют собой сферы (SPHERES — Synchronized Position Hold Engageand Reorient Experimental Satellites — экспериментальные роботизированные устройства, способные к ориентации и занятию ранее определенных синхронизованных координатных позиций). Они работают внутри Международной космической станции (МКС), с их помощью отрабатываются различные программы управления. Участвовать в этом могут и старшеклассники и студенты, для которых и проводится турнир ZeroRobotics.

Попасть на турнир не так уж просто: школа, в которой набирается команда для участия, подает заявку на сайте http://zerorobotics.mit.edu/, затем проводится отборочный тур по 2D-моделированию. Команды, прошедшие его, объединяются для дальнейшего соревнования и виртуально состязаются уже в 3D-моделировании, создавая программу для симулятора SPHERES. Успешно выдержавшие и этот этап испытывают свои программы на настоящих роботах на МКС. Состязания сопровождаются видеотрансляцией в Массачусетском технологическом институте, чья Лаборатория космических систем (Space Systems Laboratory) и занимается проектом SPHERES, и Европейском космическом агентстве. Турнир спонсируют Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США, Министерство обороны США и Европейское космическое агентство, они же определяют и задачи команд.

В 2014 году перед участниками ставилась задача сфотографировать выбранный организаторами объект — астероид, с определенной стороны, не попав при этом в опасную зону и избежав вспышек Солнца. На работу программы отводилось 10 минут, за которые необходимо было получить и отправить на Землю как можно больше снимков. После запуска робота изменить её уже было нельзя. При этом запас топлива для необходимых маневров ограничен 120 секундами.

Для российских школьников по ряду факторов участие в этом турнире дается не просто. Роскосмос пока не поддерживает этот проект, и о нем попросту мало кто знает. Задача осложняется еще и тем, что на начальном этапе работы командам из разных стран тяжело преодолеть разницу во времени.

Тем не менее, в 2014 году пять российских школ участвовали в турнире, одна из них (команда «White Hole» гимназии 1567 в составе Егора Конягина, Всеволода Ландера, Марка Соболева, Егора Тамарина и Наталии Красильниковой) прошла в финал и в альянсе с командой из США заняла высокое место.

- С.В.

***

Вторая Международная научно-практическая конференция «Научные исследования и эксперименты на МКС» проходила 9–11 апреля 2015 года в ИКИ РАН. Организаторы — Федеральное космическое агентство и Российская академия наук. Конференция посвящена результатам научных исследований и экспериментов, проводимых на МКС и приурочена ко Дню космонавтики. Всего в программу вошло более 100 устных и около 20 стендовых докладов. Конференции сопровождала выставка «Наука на МКС», в которой участвовали крупнейшие предприятия и организации ракетно-космической промышленности, институты РАН, ведущие вузы страны.