Космос в презентациях: в помощь преподавателям
В сентябре 2018 года на базе нескольких московских школ начала работать программа «Инженерно-космический класс» для школьников 9–11 классов. Цель программы — дать увлечённым ребятам возможность получить предпрофессиональное образование по основным космическим дисциплинам и подготовиться к выбору своей будущей карьеры. Организаторы программы разработали учебные и практические курсы в партнёрстве с Госкорпорацией «Роскосмос», ИКИ РАН, ИМБП РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, рядом коммерческих компаний, Аэрокосмическим агентством Германии DLR.
Программа класса включает ряд вводных дисциплин, знакомящих школьников с различными аспектами современной ракетно-космической деятельности и историей её зарождения и развития, а также практических курсов, позволяющих на практике применить полученные знания при создании макетов спутников и высотных зондов «CanSat».
Ниже приведены презентации к курсу «История и практика космической деятельности», который в 2018–2019 году был представлен на базе школе № 1501. Автор курса — Дмитрий Борисович Пайсон, д.э.н., к.т.н., член Международной академии астронавтики.
В порядке практического содействия преподавателям и наставникам профессионального и дополнительного космического образования автор предоставляет открытый доступ к иллюстративным материалам и презентациям к этому курсу.
Основная цель курса — демонстрация мировой космической деятельности в динамике ее развития: от первых реактивных снарядов Второй мировой войны до первых космических стартов, запусков межпланетных станций и работы Международной космической станции. Кроме исторических материалов, рассчитанных на старшеклассников с определённом багажом знаний и вполне пригодных и для студентов младших курсов, в состав презентаций включено ограниченное количество кратких физико-технических блоков, увязывающих основы ракетно-космической техники с содержанием школьных курсов физики и математики.
Каждая презентация рассчитана на использование в ходе полутора-двухчасовой лекции.
Принципиальная позиция при разработке материалов курса заключалась прежде всего в выстраивании для современных школьников и студентов «персональной связи» с событиями и достижениями полувековой давности и сегодняшними проблемами и планами международной космонавтики.
Отдельный информационный блок посвящен возможностям начать работу в космонавтике. В презентациях дан обзор «космических» специальностей ведущих вузов, олимпиад и программ профессиональной ориентации, которые помогут будущим профессионалам отыскать свой уникальный путь в космическую науку и технику.
Достаточно подробные и объемные презентации (порядка 50 слайдов для каждой лекции) не являются методическими материалами в строгом смысле слова. Иногда предполагалось, что слайд с иллюстрацией будет использован лектором в качестве «маяка», вехи для самостоятельного рассказа о том или ином событии богатой истории космонавтики. В других случаях, напротив, слайды были сверстаны в качестве в значительной степени самостоятельного информационного материала с текстовой, иллюстративной и схематической составляющими, которые лектору следует представить и кратко прокомментировать. При воспроизведении интегрированных в ряд слайдов видеороликов на русском языке лектор может позволить себе короткий перерыв, а для видеороликов на английском — должен будет прокомментировать происходящее.
В составе презентаций широко использовалась доступная в Интернете инфографика из российских и зарубежных источников, а также авторские материалы историков и популяризаторов космонавтики: В.Е. Бугрова (в части «Марсианского проекта Королева»), М.Я. Марова (в части фундаментальных космических исследований), В.П. Лукашевича (в части истории программы «Буран»).
Презентации в формате .pptx включают интегрированные в файлы видеоролики. Для упрощения работы параллельно приведены версии презентаций в формате .pdf: их нельзя редактировать, использовать слайды в своих презентациях, в них нет видеороликов.
Размещая в Интернете файлы презентаций, мы никоим образом не претендуем на создание какого бы то ни было «канона» рассказа о истории и практике космонавтики. Цель этой публикации будет достигнута, если преподаватели и популяризаторы будут интегрировать наши слайды в собственные лекции, а возможно – расширят их, разовьют дальше и сделают достоянием гласности.
Автор выражает искреннюю благодарность Кириллу Лятсу и другим организаторам и вдохновителям «Инженерно-космического класса», а также Институту космических исследований РАН и журналу «Земля и Вселенная» за содействие в распространении материалов.
История и практика космической деятельности
Лекция 1. Начало. Зарождение ракетно-космической техники в XX веке. Первые спутники Земли. | .pptx | |
Лекция 2. Первые люди. Полеты первых космонавтов и астронавтов. Начало космической гонки. | .pptx | |
Лекция 3. Золотой век. Достижения мировой космонавтики в 1960-х годах. Развитие российской ракетно-космической промышленности. | .pptx | |
Лекция 4. Лунная гонка. Освоение Луны и первые люди на Луне. | .pptx | |
Лекция 5. Заселение космоса. Первые советские и американские орбитальные станции. | .pptx | |
Лекция 6. Большая развилка. Советские орбитальные станции второго поколения. Программа «Спейс Шаттл». | .pptx | |
Лекция 7. Золотая осень. Программы «Буран» и «Мир» - пик развития советской космонавтики. | .pptx | |
Лекция 8. Большая космическая наука. Исследование Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. | .pptx | |
Лекция 9. Наука и практика на околоземной орбите. Прикладные и научные спутники и коммерческое использование космоса. | .pptx | |
Лекция 10. Международная космическая станция. Крупнейший инженерный проект человечества XX-XXI вв. | .pptx | |
Лекция 11. Будущее. Перспективы освоения Луны и планет, развитие космических технологий и космического бизнеса. | .pptx | |
Лекция 12. Где вход? Ведущие российские космические вузы, программы профориентации и инновационные программы развития. | .pptx |