Фильм «Гравитация»: разбор полета

28 Окт 2013

Третью неделю фильм «Гравитация» режиссера Альфонсо Куарона находится в первых строчках рейтинга российского кинопроката, и, по словам режиссера «Аватара» Джеймса Кэмерона, это «лучшая кинолента о космосе за всю историю кино». «Научная Россия» вместе со специалистом ИКИ РАН оценили правдоподобность камерного технотриллера Альфонсо Куарона.

Кинокартина про двух астронавтов, чудом выживших в открытом космосе после крушения шаттла, на котором они прилетели для осуществления ремонтных работ на орбитальном телескопе «Хаббл», собрала в России более двух миллионов зрителей.

Режиссер «Гравитации» Альфонсо Куарон позиционировал фильм не как научно-популярный, а скорее как камерный технотриллер. Просмотр фильма оставляет только положительные эмоции, а атмосфера картины сравнима с «Погребенным заживо» режиссера Родриго Кортеса.  

Базз Олдрин, пилот лунного модуля «Аполлон-11», совершившего свою историческую миссию в 1969 году,  написал рецензию на «Гравитацию»  для американского издания The Hollywod Reporter. В ней астронавт отметил, что в показанных на экране событиях есть несколько неточностей, но все-таки признался, что картина его впечатлила.

«Я был поражен изображением в фильме условий нулевой гравитации. Героиня передвигалась по космической станции именно так, как это делали люди в реальности, — рассказывает 83-летний астронавт. ― Разве что мы были не такими беззаботными, как Клуни и Сандра Буллок. Мы не шутили так много, когда люди находились в опасности за бортом, но я думаю, что это придало персонажам человечности».

Олдрин вторым, после Нила Армстронга, ступил на поверхность Луны и видел нашу планету «со стороны»:

«Если вы смотрите на Землю из космоса, вы видите ее через атмосферу, которая сама по себе похожа на дымку, даже в отсутствие облаков. В этом отношении точность картинки, показанной в фильме, была превосходной, разве что облаков было мало, а границы объектов на поверхности выглядели слишком четкими», — рассказывает астронавт.

Создатели современных фильмов и видео игр в жанре «фантастика» часто используют в качестве научных консультантов ученых и инженеров для решения вопросов, связанных с техническими или научными особенностями фильма или игры. Авторы фильма «Гравитация» также прибегли к помощи специалистов, поэтому «Научная Россия» вместе со старшим научным сотрудником Института космических исследований РАН Натаном Эйсмонтом  попыталась оценить работу американских кинематографистов.

Фильм начинается с того, что астронавты выполняют поставленные задачи в открытом космосе, попутно веселясь и перешучиваясь. Мэтт Ковальски (Джордж Клуни) наворачивает круги вокруг спутника, а его еще живой коллега болтается на тросе и безостановочно шутит. Натан Эйсмонт разделил мнение редакции  «Научной России» по этому поводу: «Находится в открытом космосе это большая ответственность и за себя, и за оборудование, которое ты используешь.  Не знаю, как себя ведут астронавты, но думаю, что вряд ли веселятся и радуются, скорее, боятся».

Момент, когда Мэтт Ковальски, сидя в кресле, тащит за собой «на буксире» в открытом космосе Райана Стоун (Сандру Буллок), при этом Сандра болталась в космосе «как воздушный шар», Натан Эйсмонт прокомментировал так:

«Рывков в космосе быть не может. Веревка должна быть правильная, то есть будет гасить энергию колебаний, и рывков не будет. Я думаю, обычная веревка тоже погасит колебания».

Специалист ИКИ также отметил момент, когда Райан Стоун в обломках шаттла сталкивается с трупом пилота, который слишком «хорошо сохранился»:

«Жидкость в теле человека вскипит, и человек вряд ли будет выглядеть так, как показано в фильме».

 В процессе фильма выясняется, что персонаж Сандры Буллок в недавнем прошлом потеряла ребенка и мужа. Могут ли брать в астронавты людей со столь очевидными психологическими травмами?

«Я не знаю, но будь моя воля, не взял бы. Думаю, что не берут, никто не хочет рисковать в таких дорогостоящих затеях», ― сказал Эйсмонт.

 Визуализация огня в условиях невесомости, по мнению Натана Эйсмонта,  была передана авторами также не точно: «Мне кажется, что если уж загорелась бумажка, то возникла реактивная сила, которая создает перегрузку, тогда пламя будет в сторону, противоположную направлению ускорения или перегрузки».

Может ли модуль СОЮЗ, используя свои двигатели, сдвинуть с орбиты МКС? В этом вопросе мнение эксперта и авторов фильма разошлись: «Любая тяга сдвинет МКС. Здесь, как и везде, работает закон Ньютона. Если пнуть МКС, то станция получит импульс скорости, а кто пнул, получит импульс в противоположном направлении, но больший во столько раз, во сколько масса пнувшего меньше».

После побега с МКС, по сюжету фильма, Буллок должна была «пересесть» на китайский модуль, аналогичный СОЮЗу. Пересадка должна была быть осуществлена без торможения, фактически астронавт должен был выпрыгнуть «на ходу». В фильме это выглядело эффектно, но реально ли в жизни?

«Здесь работает так называемая формула Циолковского, на западе ее называют ракетной формулой: тело получает скорость, равную скорости истечения продуктов сгорания из двигателя, умноженную на логарифм отношения начальной массы к конечной, то есть той, что остается после израсходования топлива. Вот почему нужны большие ракеты, если нужно получить большую скорость – чтобы больше топлива истратить. В общем, нужно считать, но в целом лететь модуль будет очень быстро. Прыгать на такой скорости я бы не стал». 

Полет «ВАЛЛ-И» с огнетушителем в открытом космосе в свое время вызывал в зале кинотеатров смех, а вот полет астронавта Стоуна – недоумение. 

«Если огнетушитель не приведен в действие в открытом космосе, то ничего страшного не произойдет. Если приведен, то возникает реактивная сила, которая заставит его двигаться. Но поскольку управления нет, то это будет беспорядочное кувыркание, как с тем неудачным ПРОТОНОМ».

В целом научное мировое сообщество с энтузиазмом и похвалой приняло картину Куарона. Американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон признал, что «Гравитация» ему по душе, но все же не упустил возможности её покритиковать.

Источник: