Первые советские космические эксперименты в 1957–1959 гг.: история и результаты

Автор:
А.А. Петрукович, Т.М. Мулярчик, С.В. Васюков, М.И. Веригин, Г.А. Котова, В.А. Стяжкин
Источник:

История наук о Земле, 2009, Т.2, №4, сс. 5–24

Статья посвящена истории первых советских космических экспериментов. Кратко изложено состояние науки в 50-е годы ХХ в., история первых запусков (трех спутников и двух лунных ракет). Подробно представлены четыре наиболее успешных эксперимента по измерениям потоков космической радиации, магнитного поля, плотности плазмы, состава ионосферной плазмы. Приведены список первых научных публикаций, а также ссылки на основные источники более подробной информации.

Введение

Начало космической эры создало новые возможности для изучения околоземного пространства. Уже в ходе первых двух–трех лет исследований были заложены основы современной физики космоса: открыты радиационные пояса, плазмосфера, солнечный ветер. Аппаратура первых советских научных спутников по многим параметрам вполне соответствовала современному уровню, а многие из примененных тогда методов измерений используются до сих пор. Результаты работ активно публиковались в научных журналах, в частности был учрежден новый журнал «Искусственные спутники Земли» (сейчас «Космические исследования»). Важным фактором, обеспечившим комплексность исследований, стало их проведение в период Международного геофизического года.

В статье кратко изложена история космических исследований в СССР в течение Международного геофизического года (МГГ) и Международного года сотрудничества (1957–1959 гг.): приведены сведения об основных запусках, о наиболее интересных экспериментах и их авторах. В этот период были запущены три околоземных спутника, две ракеты к Луне. Поскольку многие эксперименты ставились и на спутниках, и на суборбитальных ракетах, то в обзор включены и некоторые результаты ракетных запусков. Статья подготовлена по материалам приглашенного доклада на секции истории геофизики конгресса IUGG/IAGA 2007 г., посвященной 50-летию МГГ. По основным экспериментам дан достаточно полный список публикаций 1957–1960 гг. в советских научных журналах.

Загрузить файл: